ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО. ГОНЕНИЯ ХХ ВЕКА.

Храмовой комплекс свв. Новомучеников и Исповедников, пос. Петухов Лог

Самым известным местом паломничества в Таштагольском районе является храмовой комплекс святых Новомучеников и Исповедников Российских в посёлке Петухов Лог. Комплекс построен на месте расстрела заключенных местного Шорлага, которые вели строительство железной дороги Новокузнецк—Таштагол. Среди погибших немало священнослужителей, монашествующих и один епископ. По словам местных жителей, территория буквально усыпана костями невинно убиенных людей. В 2017 году Русская Православная Церковь воспоминала столетие начала гонений, когда тысячи служителей и мирян страданиями и смертью запечатлели свою веру во Христа. А ведь сословие священнослужителей – лишь часть русского народа, подвергшаяся репрессиям и истреблению!

Многие задаются вопросом – Что это было? Как русский, казалось бы, миролюбивый народ допустил в своей среде такие зверства? Возможно ли повторение всех тех бедствий, которые перенесли наши предки в начале ХХ века?

С приходом советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Гонения, начавшись с конца 1917 года, приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение, и продолжались на протяжении всего советского периода. При этом, Церковь не призывала своих гонимых чад к организованному сопротивлению, хотя в условиях безвластия и гражданской войны такие действия никого бы не удивили. Православная Церковь повела себя так, как вела во времена всех гонений. Поведение это всегда было мотивировано учением об отношении к государству власти, которое было бы полезно рассмотреть подробнее.

О глубинных причинах, приведших к такому положению вещей можно говорить долго. Но непосредственно гонения стали результатом государственного переворота в 2017 году. Революция, и её неизменные спутники – террор, война и репрессии, – это всегда трагедия для народа. Под лозунги о справедливости и светлом будущем приходят хаос и страх. Собственно демоническую сущность революционной стихии с гениальной и пророческой силой описывает Ф. М. Достоевский в романе «Бесы».

С бредом безумного человека сравнивала состояние русского народа святая мученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна: «Все, что было собрано веками – уничтожено, – и нашим собственным народом, который я люблю всем моим сердцем. Действительно, они морально больны и слепы – чтобы не видеть, куда мы идем. И сердце болит, но я не испытываю горечи. Можешь ли критиковать или осудить человека, который находится в бреду, безумного?» (Цит. по книге Т. Копяткевич «Святая великая княгиня Елизавета»)

Преподобный Серафим Саровский первым революционером называет диавола, поднявшего бунт против Самого Бога. Отсюда и все революции противны христианству и имеют дьявольскую первопричину. Трудно себе даже представить смиренного и кроткого христианина в образе бунтовщика – революционера. Воистину дьявол есть истинный отец и духовный кормчий всех мировых революций. Они служат его целям и задачам, стремлениям и деяниям для разрушения порядка и свержения законных властей.

В Ветхом Завете Бог говорит: «Мною цари царствуют, и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли». (Прит.8.15-17) Причиной смуты, произошедшей в начале поселения в Израиля в земле обетованной, названо отсутствие в народе царя – «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». (Суд.21.25)

Фарисеи, искушая Иисуса Христа, спросили, нужно ли давать подать кесарю – римскому правителю? Иисус сказал им в ответ: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Мр.12.17)

Первоверховный апостол Пётр учит «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро… Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым». (1Петр.2.13-18)

И конечно же, нельзя не указать на слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.». (Рим.13.1-7)

Так понимали эти слова и святые отцы. Вот толкование на это место св. Иоанна Златоуста: «Желая внушить, что это всем повелевается, не одним только мирянам, но и священникам, и монахам, он объявляет об этом в начале, говоря так: “Всякая душа да будет покорна высшим властям”; хотя бы ты был апостол или евангелист, хотя бы ты был пророк и кто-либо другой, но подчинение власти не подрывает благочестия. И (апостол) не просто сказал — да будет послушна, но – “да будет покорна”. Первое основание такого законоположения, удовлетворяющее и правильным рассудочным доводам, состоит в том, что власти учреждены от Бога. “Ибо нет власти не от Бога”, — говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: “Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены”….Апостол, сказав, откуда возникают власти, присовокупил: “Посему противящийся власти противится Божию установлению” (Рим.13.2). Смотри, куда он ведет дело, чем устрашает и как доказывает, что повиноваться – наша обязанность. Чтобы верующие не сказали: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя начальникам тех, которые должны получить небесное царство, (апостол) доказывает, что и в настоящем случае он подчиняет их не начальникам, но опять Богу, так как подчиняющийся властям повинуется Богу. Впрочем, (апостол) не говорит это в таких, например, словах: кто слушается начальников, тот повинуется Богу, но устрашает противоположным и тоже самое подтверждает с большей силой, сказав: кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, узаконившему это. И он везде старается внушать это, т.е., что мы не дарим властям повиновение, но исполняем долг.

Итак, не стыдись такого повиновения, говорит (апостол). Этот закон дал Бог, Который грозно и отмщает тем, которые нарушают его. Если ты ослушаешься Его, то Он накажет тебя не случайным наказанием, а самым строгим, и никакие отговорки не спасут тебя, да и от людей ты понесешь жесточайшее наказание, потому что никто за тебя не вступится, а Бога ты сильно прогневаешь. (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского беседы на Послание к римлянам.)

При утверждении, что нет власти не от Бога надо точно различать власть прямо установленную Богом и власть попущенную Им. Преподобный Исидор Пелусиот учит об этом: «Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, т. е. начальство и власть царская, установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей беззаконно восхитил сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему … изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание» (Письма, ч.2. К Дионисию). Даже помазание на царство не исключает тяжелые ошибки и преступления, не угодные Богу. Достаточно вспомнить библейскую историю. Известны примеры также из истории Византии и России. Каждый имевший и имеющий власть над людьми (Божиим творением) даст на Страшном Суде ответ Богу за свои дела и будет либо оправдан, либо осужден.

Библейское учение всегда связывает государственную власть с нравственным состоянием народа. Страшные слова слышат забывшие Бога иудеи от пророка Исаии: «Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею. Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею. А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа. Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей славы Его» (Ис.3.1-8). Из этих слов мы видим, что умножение греха в народе влечёт за собой деградацию и свержение государственного строя. Революция – бунт и смута, – не средство к благосостоянию, а само наказание за нравственный упадок. Следовательно, Писание учит, что не изменение государственного строя улучшит жизнь народа, а обращение к Богу и исправление образа жизни граждан всех сословий – и власти предержащие, и служащих, и рабочих.

Священное Писание говорит не только о подчинении властям, но и указывает пределы послушания им. Они определяются высшими законами Божественной Правды. Подчинение властям имеет границы – в тех случаях, когда власть препятствует человеку проявлять послушание Богу, подчиняться такой власти не следует: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян.5:29). Эта мысль ясно выражена в святоотеческих творениях. «Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия» (Святитель Василий Великий. Нравственные правила. 79.1).

Святому исповеднику Патриарху Тихону во время его выступления со свидетельскими показаниями на процессе 54-х священников 5 мая 1922 года был задан вопрос председателем суда: «Законы, существующие в государстве, Вы считаете для себя обязательными или нет?». Святитель Тихон ответил: «Да, признаю, поскольку они не противоречат правилам благочестия» (Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000, с.134). Из его слов мы видим, что даже находясь в гонениях, христианин покоряется постановлению государственного суда о себе, тем не менее, отказываясь исполнять богопротивные повеления. Именно так приняли мученический венец бесчисленные сонмы мучеников – отказываясь повиноваться законам, направленным против христианской веры, но в то же время, смиренно склоняя головы под мечи палачей. Так пострадал апостол Павел – автор приведённой выше цитаты. Так пострадали большинство апостолов, несших свет истинной веры язычникам вопреки запрету властей.

Уже во времена христианского исповедания Святитель Иоанн Златоуст пострадал за обличение неподобающего поведения императрицы. Святитель Филипп Московский смиренно принял смерть от царя Ивана Грозного. Но ни один не другой не призывали к свержению жестокой и несправедливой власти, но, указывая на недостатки правителей, взывали к их христианской совести.

Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева, разведчица)

Примером христианского отношения к власти явили себя священнослужители Русской Православной Церкви, во время Великой Отечественной войны благословлявшие воинов на защиту Родины, не смотря на воинствующий атеизм советской власти и пролитую ей кровь тысяч мучеников.

Ярким примером истинного патриотизма может быть личность святителя Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) православного епископа и хирурга с мировым именем, который, находясь в ссылке в Сибири, обратился к властям с просьбой послужить своим врачебным искусством делу борьбы с врагом. При этом указал, что после победы советской армии готов вернуться обратно в ссылку.

Настоятель церкви с. Видони Псковской епархии священник Мефодий Белов, позднее убитый оккупантами за помощь партизанам, провожает свою дочь Руфину — партизанскую разведчицу. 1943г

В приведённых выше, как и во многих других примерах указывается образ исполнения христианского учения об отношении к государственной власти, как к установленному Самим Богом инструменту сдерживания умножения греха. Русский философ Николай Бердяев очень точно подытоживает всё прежде сказанное: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». На примере нашей многострадальной Родины видно, к чему приводит крушение сей сдерживающей силы – это последовательное методичное истребление лучшего слоя Отечества, включая многих иерархов Русской Православной Церкви, священства, монашества, а также дворянства, лиц офицерского состава, учёных, купечества, трудолюбивых зажиточных крестьян, разрушение православных храмов, исторических памятников архитектуры.

Именно поэтому и во времена Российской империи, и во времена СССР, и в современной России Русская Православная Церковь, храня в соборном своём сознании весь двухтысячелетний исторический опыт, на каждом богослужении взывает к Господу: «Еще молимся о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея», исполняя заповедь апостола и мученика Павла: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». (1Тим.2.2-4)